Педагогам
Курсовая подготовка педагогов
Аттестация педагогов – это оценка не только уровня их профессиональной компетентности, но и деятельности дошкольного учреждения в целом. Грамотная организация процедуры аттестации способствует формированию высокопрофессионального кадрового состава ДОУ. При этом большое значение имеет объединение усилий методической и психологической служб, обеспечивающих психологическую поддержку аттестуемых и непрерывное повышение их педагогического мастерства.
Аттестация – установленная государством форма периодической проверки специальной, трудовой правоспособности определенной категории работников и качества выполнения ими своей трудовой функции с целью установления соответствия аттестуемого занимаемой должности, повышения им профессионально-делового и морально-политического уровня, а также содействия администрации в улучшении подбора и расстановки кадров.
Педагогическое кредо современного воспитателя
Ребенок – иностранец, он не понимает языка,
не знает направления улиц, не знает законов и обычаев…
Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы. Януш Корчак.
У каждого педагога, сознательно остающегося в профессии, формируется целый комплекс собственных представлений, убеждений, ориентиров, связанных с работой. Из всего многообразия направлений и форм работы каждый педагог, в качестве ведущих, выбирает те, которые кажутся ему наиболее важными и ценными. Этот комплекс знаний, опыта, ориентиров, планируемых результатов и определяется, как педагогическое кредо.
Из чего же сплетается кредо педагога – дошкольника?
В основе, на мой взгляд, лежат определенные личностные качества. Личность педагога дошкольника и личность сотрудника национальной гвардии будут сильно отличаться. Для педагога – дошкольника просто необходимо обладать высокой степенью эмпатии, терпения, способностью к самопожертвованию. Педагог должен уметь заботиться об окружающих людях, подчас забывая о себе… Душевная теплота, мягкость и, в то же время, способность соблюдать четкие границы, последовательность, готовность принять разные варианты поведения, гибкость и способность подстроиться под каждого ребенка, память о своем детстве, сохранность своего внутреннего ребенка, способность шалить и веселиться вместе с детьми – это далеко не все те качества, которыми должен обладать педагог.
Но все эти качества не будут работать без идущей из сердца любви к детям. Любви просто так, любви ни за что. Любви к маленьким человечкам с любопытными глазами... Любви, открывающей сердце педагога навстречу воспитанникам… Любви, которую невозможно подделать или сыграть. Бесконечно искренние дети всегда чутко реагируют на искренность окружающих. Только искренний взрослый, обращенный всей своей душой навстречу к детям, сможет работать с ними долго и продуктивно. Любовь к детям, к чужим детям, невозможно объяснить с точки зрения логики или научить любви в институте. Гуманист, мыслитель, педагог В. А. Сухомлинский, чья педагогическая система не теряет актуальности по сей день, говорил, что любовь к детям – это главное в его жизни. Именно любовь к детям делает непростую работу педагога такой жизненно необходимой и важной для самого педагога.
Следующей по значимости составляющей педагогического кредо я бы выделила образование. Просто невозможно работать с детьми, не получив определенных знаний и навыков в педагогическом ВУЗе. Ежедневно педагоги занимаются развитием ребячьей памяти, мышления, внимания, восприятия, речи. Формируют представления о математике, об окружающем мире, навыки владения ножницами, навыки правильной постановки кисти руки для письма. Педагоги учат детей общаться между собой, учат правилам безопасности жизни, правилам поведения в экстренных ситуациях, учат следить за своим внешним видом и порядком вокруг. Ежедневная целенаправленная кропотливая работа во всех направлениях обеспечивает рост и развитие детей в социуме. И для осуществления такой работы педагогу необходимо как базовое образование, так и постоянное повышение квалификации. Педагог не имеет права стоять на месте, успокаиваться. Постоянное совершенствование, поиск нового, расширение собственного кругозора, расширение базы знаний, умений и навыков – это важнейший аспект деятельности настоящего педагога.
Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрено регулярное повышение квалификации педагогов. Это является обязательным условием работы в сфере образования. Но возможностей для совершенствования и получения новых знаний гораздо больше: семинары, конференции, методические объединения, мастер-классы, конкурсы, выставки и фестивали – эти и другие формы работы позволяют педагогам делиться опытом, овладевать новыми знаниями, определять новые ориентиры в своей работе. Совместная деятельность педагогов затрагивает абсолютно все стороны работы: развитие речи дошкольников, изобразительную деятельность, организацию театрализованных представлений с участием детей, игровую деятельность дошкольников, психологические особенности и многие другие. Обязательно отражение как практической стороны деятельности, так и теоретической. Любая деятельность, организуемая в ДОУ, в своей основе должна содержать знания психологических характеристик и особенностей детей, уровень актуального и ближайшего развития конкретной возрастной группы, а также быть абсолютно доступной для реализации и безопасной для жизни и здоровья детей.
Совместная деятельность педагогов, профессиональное обучение и постоянное повышение квалификации, способствует освоению и внедрению инновационных технологий образования. Именно таким образом в систему дошкольного образования вошли технология проектно-исследовательской деятельности, технология решения изобретательских задач, игровые методы обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии и многие другие. Как показывает практика, внедрение инновационных технологий сделало образовательный процесс насыщеннее, интереснее, позволило детям стать его активными участниками.
Профессиональное общение между педагогами всегда информативно, эмоционально насыщенно, интересно и полезно для всех участников. В этой деятельности ярко проявляется еще одно важнейшее качество, необходимое педагогу. Это способность к творчеству, креативность. Как маленькие дети из стандартных знакомых деталей конструктора могут построить что-то новое, так и педагоги, используя набор своих знаний, умений и навыков, постоянно создают новые уникальные продукты. Творческие педагоги организуют деятельность детей так, чтобы она постоянно была интересной, чтобы постоянно присутствовал эффект новизны. Дети не могут долго заниматься рутинной однообразной деятельностью, поэтому креативный подход педагогов ДОУ чрезвычайно важен. Воспитатели меняют эмоциональную окраску речи, перевоплощаются в новые образы, организуют разные виды деятельности: поют вместе с детьми, танцуют, играют, рисуют, громко рассказывают стихи. Иногда эти самые стихи пишут сами педагоги. Воспитатели продумывают и организуют праздники для детей, играют роли, как настоящие актеры, транслируют позитивное отношение к жизни. И такая работа ориентирована не только на детей, но и на их родителей. Ведь родители являются активными участниками образовательного процесса.
Взаимодействие с родителями, умение выстроить доверительные уважительные отношения с мамами и папами своих воспитанников – еще одна нить в ткани педагогического кредо. Важность укрепления сотрудничества с семьей воспитанников является основным направлением, нашедшим отражение в «Стратегии развития воспитания до 2025 года», утвержденной Правительством РФ. Повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей – это одна из целей всего образовательного процесса, и педагог обязан выстраивать свою деятельность с учетом этого направления.
По сути, родители – социальные заказчики педагогов, доверяющие дошкольному образовательному учреждению самое ценное в своей жизни – своих детей. Родители воспитанников – самые строгие судьи педагогов и самые близкие сотрудники в процессе воспитания и развития детей. Некоторые родители относятся к воспитателям как членам семьи, осознавая, что ребенок проводит в детском саду большую часть суток, что ребенок в детском саду получает навык общения в социуме. В настоящее время в глобальной сети можно получить любую информацию и родители, приводя ребенка в детский сад, обладают обширными знаниями, как и что должно происходить в ДОУ. С первого дня, с первой встречи перед педагогами стоит задача установления контакта и формирования уважительных отношений с родителями, укрепления собственного авторитета в глазах родителей воспитанников, а также обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей.
Родительские собрания в их прежней форме давно перестали быть привлекательными для мам и пап, перестали быть эффективными. Сегодня родители детей принимают участие практически во всех формах работы детского сада. Помимо утренников, в ДОУ проводятся совместные развлечения для детей и родителей, спортивные праздники, мастер-классы, на которых родители учатся делать поделки, плести косы, участвуют в театрализованных представлениях. Родители принимают участие в утренниках, выполняют совместные с детьми творческие работы на конкурсы, участвуют в фестивалях и конференциях.
Наиболее успешной и востребованной в настоящее время является проектно-исследовательская деятельность. Именно такая деятельность позволяет вовлечь в процесс освоения какой-либо темы всю семью, каждому члену семьи творчески проявить себя, почувствовать себя востребованным и нужным, укрепить внутрисемейные связи, повысить авторитет родителей в глазах детей.
Воспитатели и родители стали настоящими партнерами в воспитании детей и такая ситуация требует от педагога высокой компетенции и профессионализма, знания психологии не только детской, но и взрослой. Педагогу необходимо уделять внимание каждому родителю, стараться заинтересовать и привлечь каждого взрослого, который входит в детский сад. Воспитатель, имея свои ориентиры, планируя свою работу, должен ясно и четко определить их и для родителей воспитанников. Только в этом случае действия педагогов и родителей будут согласованными, последовательными и будут вести к одной цели – разностороннему полноценному развитию ребенка.
Необходимо отметить, что развитие, воспитание ребенка невозможно без воспитания любви к Родине. Гражданско-патриотическое направление работы педагога в настоящее время стало чрезвычайно актуальным. Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России выделено «Стратегией развития воспитания до 2025 г.» в отдельную образовательную задачу. Уважение к традициям своего народа, знание истории России, признание равных прав представителей разных национальностей, толерантность – важнейшие компетенции педагога, позволяющие формировать у своих воспитанников четкую гражданскую позицию и сознание гражданина России.
Из всего описанного выше хочется сделать вывод: кредо современного дошкольного педагога – это совокупность многих составляющих, которые, может быть, не видны на первый взгляд. В основании лежит непременно любовь к детям, источником которой и являются сами дети. Ведь не зря место работы педагога дошкольника называется садом!
Детский сад… Сад детей. Место, где все растет, цветет. Место, где торжествует жажда жизни, развития, стремления вперед.
По-моему, другого такого места, как детский сад, просто не существует. Не существует другой такой работы. Хотя, воспитатель – это больше, чем работа. Это целая жизнь.
Среди воспитателей детского сада практически нет случайных людей, большинство педагогов работают с ДОУ по велению сердца. Работают, не смотря на то, что каждый день среди детей проходит по-разному, не всегда всё гладко. Ведь дети – не искусственные люди, которые начнут жить когда-нибудь… Они – настоящие, живые, полноправные человечки, только маленькие, с другой, постоянно совершенствующейся, картиной мира, другим отношением к окружающей их действительности. Дети просто имеют меньше жизненного опыта. И в этом детском отношении к жизни, в самой детской жизни, случается всякое: радость, грусть, эйфория, слезы, удивление, восторг, обида, злость…
«…В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать…» Януш Корчак.
Огромный труд – не задавить детские эмоции, не отмахнуться от них, не подстроить ребенка под себя, а дать проявиться настоящему, живому… Необходимо только научить ребенка выходить из деструктивного самовыражения, ведь очень часто «негативные» проявления ребенка: капризы, драки, жадность – это всего лишь неумелые, неправильно выраженные просьбы, призывы, мольбы о внимании, любви и заботе. И важнейшая задача взрослых, тех, кто рядом с ребенком, распознать эту просьбу, откинув шелуху неудачного оформления. Жизненно важно, чтобы мы, взрослые, помогли ребенку научиться актуализировать, осознать и выразить свои потребности, сформулировать свои желания, задавать вопросы, описывать свое состояние.
Воспитатель в своей работе каждый день встречается с другими, пусть маленькими, но отдельными, сложными людьми. Они меняются сами по себе, они растут и развиваются так, как хотят они. И при этом, дети находятся под активным влиянием окружающих взрослых, окружающей информационной среды. Таким образом, педагог становится участником и свидетелем сложнейшего жизненного процесса – процесса человеческого развития. Пожалуй, в этом мире нет ничего сложнее, важнее и волшебнее, чем новая жизнь. Жизнь маленького человека.
Но дети – благодатная почва. Они учатся практически всему, с энтузиазмом и невероятной скоростью. И самое удивительное в этой ситуации то, что в сердце ребенка рождается теплая и нежная привязанность к воспитателю.
И вот именно эта привязанность, именно это ощущение доверия, исходящее от ребенка, делает работу педагога не просто работой, а целой жизнью… Искренняя любовь детей нивелирует все сложности профессии и питает душу педагога, наполняет новой силой каждый день.
Воспитатель словно переживает всю жизнь заново, заново учится, заново радуется знакомым вещам. И у каждого педагога есть возможность постоянно оставаться рядом с источником человеческой чистоты, доверия.
Педагогическое кредо любого настоящего педагога будет основано на осознании необходимости постоянного кураторства детей, но при этом, сохранения свободы ребячьей личности. «Ребенок не различает, что важно, а что неважно. Чужды ему порядок, систематический труд. Рассеянный, он забудет, пренебрежет, упустит. Не знает, что своим будущим за все ответит.
Мы должны наставлять, направлять, приучать, подавлять, сдерживать, исправлять, предостерегать, предотвращать, прививать, преодолевать.
Преодолевать капризы, прихоти, упрямство. Прививать осторожность, осмотрительность, опасение и беспокойство, умение предвидеть и даже предчувствовать переживания взрослых.
Мы, опытные, знаем, сколько вокруг опасностей, засад, ловушек, роковых случайностей и катастроф.» Януш Корчак.
Педагогическое кредо формируется со временем, сплетается из нитей опыта, знаний, отношений, самоосознания. Меняется под воздействием внешних факторов и внутренней жизни. У каждого педагога кредо будет индивидуально, уникально и узнаваемо. Но любовь к детям, самосовершенствование, креативность, сотрудничество с родителями детей – это составляющие, которые не изменятся никогда.
Организация деятельности старшего воспитателя в повышении профессиональной компетентности педагога ДОУ
Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, который вызывает изменения различных компонентов деятельности педагогов. Активная адаптация педагогов к новым моделям деятельности, повышение уровня подготовленности к решению профессиональных задач и совершенствование качества результатов образовательного процесса зависит от непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога. Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является создание условий для полноценного проживания детьми дошкольного возраста. А также, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования.
Возможности и компетентность воспитателя – один из акцентов ФГОС. На основании этих компетентностей выстраивается система подготовки педагогов, так как для реализации образовательных и воспитательных задач, необходим полноценный педагогический процесс, который должны осуществлять компетентные педагоги.
Система взаимосвязанных мероприятий, основанных на научном и педагогическом опыте, нацеливает на повышение качества и эффективность образовательно-воспитательного процесса, обеспечивая профессиональный рост педагогов и развитие их потенциала. В конечном же итоге, на повышение уровня развитости, воспитанности, умения проживать в социуме и сохранение здоровья воспитанников.
Организацию эффективной методической работы в дошкольной образовательной организации обеспечивает старший воспитатель. От его профессионализма зависит качество образовательного процесса в детском саду. Работа старшего воспитателя заключается в методическом сопровождении, обеспечении, отборе и внедрении в практику более эффективных и действенных моделей, методик, технологий развития воспитанников.
Старший воспитатель, организует и проводит аналитическую деятельность состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнения образовательной программы, привлекая компетентных педагогов. Выявляет уровень педагогического профессионализма воспитателей. Мотивирует повышения их квалификации, аттестации. Способствует результативности методической работы. Проектировочную деятельность, которая включает в себя прогнозирование стратегических и тактических целей. Процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, разработку программы развития ДОУ. Особое внимание уделяет проектированию развития педагогического коллектива в целом и отдельных педагогов. Совместно с творческой группой планирует инновационную деятельность коллектива, проектирует методическую работу в ДОУ. Непосредственно старший воспитатель осуществляет руководство деятельности педагогов в соответствии с образовательной программой ДОУ, годовым планом. Планирует повышение квалификации (педагогов и своей). Выявляет, изучает, обобщает и распространяет инновационный опыт работы педагогов. Осуществляет педагогический контроль, за состоянием всех направлений воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Способствует построению коммуникативных взаимоотношений в коллективе на основе взаимного доверия, уважения, доброжелательности.
Старший воспитатель помогает развитию профессиональной компетентности каждого педагога в области содержания дошкольного образования, способствует развитию его коммуникативности, а также необходимых для педагога – практических свойств и качеств личности. Повышение педагогического мастерства воспитателя и специалиста детской образовательной организации – является показателем качества образовательного процесса. Высокие результаты педагогической деятельности влияют на формирование и развитие личности каждого воспитанника, что обеспечивает единство образования, воспитания и развития. Если у педагога возникают затруднения, старшему воспитателю необходимо помочь или научить педагога продумывать цели деятельности, ставить задачи, реализуемые при проведении того или иного воспитательно-образовательного процесса, определять методические приемы работы с воспитанниками. Необходимо довести до понимания педагогов то, что используемые формы и методы в реализации образовательного процесса могут быть разнообразными. Педагоги должны хорошо знать возрастные, индивидуальные особенности, интегративные качества личности воспитанников. В современных условиях субъектом методической работы, является сам педагог. Старший воспитатель должен направлять педагога на совершенствование профессиональной деятельности, развивать творческий подход, формировать умение самостоятельно проблемно подходить к собственной деятельности.
Так какие же задачи методической службы можно выделить на новом этапе? Создать развивающую образовательную среду в ДОУ, которая позволит реализовать достижения нового качества образования обозначенную основной общеобразовательной программой дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО. Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольной организации является методическое обеспечение образовательного процесса. Предметно-пространственная развивающая среда организуется исходя из приоритетного направления деятельности ДОУ (определяются её сущностные характеристики, отбираются продуктивные комплексы сопровождения процесса реализации программ и технологий), планируется работа с семьёй и социумом.
Сформировать коллектив единомышленников: определить миссию ДОУ, закрепить традиции, обозначить контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт, приобщить воспитателей к экспериментальной работе. Способствовать совершенствованию профессиональных качеств воспитателей, направленных на использование продуктивных педагогических технологий.
Повысить педагогическое мастерство педагогов можно через привлечение их к участию в конкурсных проектах, методических разработках, в работе методических объединений различного уровня. Поддержать педагогов в выступлениях на семинарах, конференциях. Оказать помощь в организации и проведении мастер-классов, квестов как с воспитанниками, так и с коллегами.
Чтобы отследить уровни профессиональной компетентности педагогов, необходимо создать методическую деятельность на диагностико-прогностической основе через систему мониторинга, создать портфолио каждого педагога, разработать технологические карты по обучающим программам. Результаты мониторинга помогут своевременно и действенно внесения корректировку в организацию методической работы в детском саду. Методический кабинет является творческой лабораторией в ДОУ, где осуществляется непрерывная помощь в организации образовательного процесса, профессионального саморазвития педагогов, разрабатывается стратегия по повышению компетенции родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах обучения и воспитания.
Главной целью старшего воспитателя ДОУ является формирование педагога – мастера своего дела, профессионала с открытой душой и огромной любовью к детям. Развитие профессионализма у педагога, это длительный, непрерывный процесс. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях развития современного ДОУ.
Вилачёва Мария -студент педколледжа
Здравствуй те, уважаемые педагоги! Предлагаю вам ознакомится со статьей по ВКР. Жду от вас в комментариях вопросы (обязательно отвечу на них), предложения или просто отзывы. Заранее выражаю свою благодарность!
Статья по ВКР
Раскадровка
К статье по ВКР








Консультации, семинары
В настоящее время применяется много новых интересных форм методической работы. Но нельзя сбрасывать со счетов и старые, проверенные. Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность.
Одной из распространенных малых форм методической работы является консультация.
Обычно продолжительность консультации составляет 45 минут.
Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными. Внеплановые консультации возникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу.
Консультации подразделяют: индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные.
Основные консультации планируют на год, а по мере необходимости в план вносят изменения и дополнения. При составлении годового плана ДОУ каждая задача решается через консультацию, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Именно такова последовательность проведения мероприятий при подготовке педагогического совета. Такая последовательность методической работы позволяет более качественно реализовать годовую задачу.
Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям.
Для консультаций характерна монологическая форма изложения информации.
К каждой консультации необходимо тщательно готовиться. Качественность подачи материала может обеспечить только профессионально компетентный специалист. Поэтому считаю, что информационная консультация для педагогов должна отвечать следующим требованиям:
1. Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.
2. Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.
Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.
3. Обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов, возрастной группы детей, вида группы.
Планировать отдельно консультации для воспитателей групп различного возраста и направленности: раннего возраста и старшего дошкольного.
4. В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.
5. Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации.
Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания консультации.
6. Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.
В методическом кабинете должны находиться накопительные папки с материалами консультаций, которые педагоги могут использовать в своей работе.
В процессе проведения консультации широко используются методы, активизирующие педагогов.
Но часто приходится проводить консультации сугубо научной или методической направленности. Тогда форма проведения консультации кардинально меняется. При проведении таких консультаций требуется предварительное изучение материала и его использование во время ее проведения.
Регулярно организуя консультации на основе изучения методической литературы, заранее составляю план беседы, продумываю вопросы, чтобы рассмотреть изучаемую тему со всех сторон. Предполагаю какие ошибки, трудности могут испытывать педагоги. Эта форма консультации носит название эвристической беседы.
Каждый метод и форма консультации не являются универсальными. Они являются сугубо индивидуальными для каждой темы и коллектива ДОУ.